Объявления сайта

ЖАНРОВЫЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕСЕН ТУРКМЕНСКИХ БАХШИ

 
Picture of Laçyn Hudaýberdiýewa
ЖАНРОВЫЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕСЕН ТУРКМЕНСКИХ БАХШИ
by Laçyn Hudaýberdiýewa - Monday, 27 June 2022, 12:47 PM
 

Аннотация. Создателями и носителями устно-профессионального искусства в Туркменистане являются бахши. В зависимости от исполняемых жанров, бахши классифицируются на инструменталистов, певцов и исполнителей эпических жанров. Каждое направление характеризует свой репертуар и арсенал исполнительских возможностей. В плане музыкальной композиции для песен бахши типична куплетная форма. Нередко в композиции песен встречаются дополнения, вокализируемые традиционными горловыми приемами джук-джук и хумлемек. Припевы, построенные на словах, лишенных лексического значения, являются отличительной особенностью народных песен многих тюркоязычных культур.

Abstract. Creators and carriers of oral-professional art in Turkmenistan are Bagshys. Depending on the performing genres Bagshy classified as instrumentalists, singers and singers of epic genres. Each direction characterizes the repertoire and an arsenal of performance possibilities. In terms of musical composition for the songs of bagshy is typical couplet form. In the composition of the Turkmen destan songs are often found detailed vocal and instrumental additions of elaborated nature. There is not a poem stanza used in the text, but various kinds of exclamations, separate words and phrases from the main text and the juke-juke and humlemek vocal tricks. Refrain, built on words, devoid of lexical meaning, is a distinctive feature of the folk songs of many Turkic-speaking cultures.

Ключевые слова: народная песня, музыкальное наследие, устно-профессиональное творчество, искусство туркменских бахши.  

Key words: folk song, musical heritage, oral professional creativity, the art of Turkmen bagshy.

 

Вопросы жанрового, структурного и стилевого многообразия туркменской музыки являются предметом изучения специалистов многих областей. На сегодняшний день имеется широкий спектр научных разработок в области жанровой классификации народного наследия. Первый опыт целенаправленной систематизации был осуществлен в 30-х годах ХХ столетия русскими исследователями В. Успенским и В. Беляевым. В своей двухтомной монографии, изданной на основе музыкально-этнографических экспедиций, авторы определили главные принципы формообразования и выдвинули систему, опирающуюся на традиционную терминологию [6, c. 69]. Вопросам изучения народной традиции посвящены и монографии Ш. Гуллыева [2; 3], в которых исследователь затрагивает проблемы жанровой классификации и стилевых направлений народной музыки. Фундаментальным подходом к изучению музыкального наследия отличаются научные разработки Н. Абубакировой [1], много лет посвятившей делу собирания и изучения народной музыки в Туркменистане. Различные аспекты устно-профессионального наследия туркмен затронуты в публикациях А. Ахмедова, А. Аширова, Ё. Нурымова, А. Эргешова, М. Гапурова, О. Аннанепесова и других.

Несмотря на масштабность поставленных исследовательских задач, проблема изучения формообразующих факторов народной музыки и классификации традиционных жанров до сих пор остается актуальной. Целью данной статьи является выявление жанровых разновидностей и определение композиционных структур туркменской народной песни.  

Богатые культурные традиции туркменского народа создавались на основе общетюркского наследия. Кочевавшие в пустынях огузские племена как этническая группа впервые упоминаются в древнетюркских рунических памятниках VIII века [5, c. 5]. «В этногенезе туркмен основную роль играли местные и тюркоязычные племена, древние тюрки и туркмены-огузы; заметный след в этом процессе оставили арабо-монгольские нашествия. Начиная с X века (а то и раньше) все туркменские племена объединяло самоназвание туркмен» [4, c. 6].

Бахши – туркменские народные певцы, искусство которых относится к профессиональной музыке устной традиции. Устная преемственность является определяющим принципом традиционной музыки туркмен. Исполнение песен туркменскими бахши не связано с бытовыми обрядами и церемониями, бахши поют обо всем, в любое время и при любых обстоятельствах. Их песни звучат на семейных торжествах и всенародных праздниках. Исторические предпосылки, сформировавшие народную музыку, привели к установлению в музыкальной культуре нескольких исполнительских направлений – багшычылык мекдеплери. Рассчитанное на эстетическое восприятие, искусство бахши требует многолетнего профессионального обучения. Секреты мастерства бережно передаются изустным путем от наставника к ученику; завершается многолетний процесс обучения актом благословения. По типу исполнительства, народные музыканты делятся на певцов (бахши), сказителей (дестанчи) и инструменталистов (дутарчы, гыджакчы, туйдукчи). Каждая группа обладает своим репертуаром, инструментарием и исполнительскими особенностями.

Жанровые разновидности песен бахши определяются, в первую очередь, их содержанием. Наиболее многочисленными являются песни, повествующие, чаще всего, о недостижимой любви («Gözel», «Istemen seni», «Zülpüň seniň», «Owadan», «Sallanyp geçdi»). В песнях любовного содержания в качестве названия часто используются имена девушек («Ak ýüzli Maralym», «Balsaýat», «Selbinýaz», «Aýna», «Arzygül», «Hatyja», «Zöhrejan»). Нередко в песнях бахши сравнивают красоту своей возлюбленной с ликами природы, например, в песнях «Babajyklar», «Çykdym güller», «Saba bilen». Также в эпических песнях можно встретить песни-воззвания, обращения к природе, например, к горам или пролетающим журавлям («Daglar», «Durnalar»). Весомую часть репертуара бахши представляют песни-размышления, которые носят философско-назидательный характер («Pelek ömrüm», «Yrakda durma», «Bellidir», «Ýagşy at galsyn»), а также песни исторического содержания («Hajygolak», «Jelil») и героико-патриотической тематики («Är ýanyňda bellidir», «Ar bilen», «Atça bolmaz», «Biwepalardan», «Ýaraşmaz»). Особняком стоят немногочисленные песни шуточного характера и религиозной направленности («Ilalla»).

Бахши исполняют свои произведения сольно, под аккомпанемент дутара и гиджака (в Марыйской традиции гиджак отсутствует). В некоторых дестанах (эпические жанры) встречаются песни-айдышык – вокализированные диалоги основных персонажей сказания. Этот жанр чаще всего выстраивается по принципу вопросов и ответов, поэтому в момент исполнения певец поочередно перевоплощается то в одного персонажа, то в другого. Песни-айдышык длиннее по протяженности, но в мелодико-ритмическом и композиционном отношениях уступают другим народным песням.  

Выступления народных певцов, выстроенные в порядке постепенной динамизации, предполагают движение от неторопливых начальных песен к кульминационному пику, достигаемому в момент завершения выступления. Данная особенность позволяет сгруппировать исполнительский репертуар бахши по трем группам: начальные песни (муханнес айдымлары), звучащие в низком регистре с диапазоном в пределах кварты; песни среднего регистра (орта тап айдымлары), структурно разнообразные; а также заключительные песни (жемлейжи айдымлары), предельно высокие, эмоционально напряженные, завершающие выступление бахши.

В плане композиции, для песен туркменских бахши типична куплетная форма. Ш.Гуллыев в своей монографии «Искусство туркменских бахши», останавливаясь на структурных закономерностях народных песен, выявляет наряду с куплетной формой, двух и трехчастные, а также более сложные композиции [2, с. 104]. Однако, на наш взгляд, в основе всех песен бахши лежит исключительно куплетная форма во всех ее разновидностях.

Важным моментом в песнях бахши является расположение кульминационной зоны. Звучащая в наивысшей для данной песни тесситуре, кульминация, чаще всего, располагается в предпоследнем куплете, представляющем собой «точку золотого сечения». Кульминационная зона народной песни «Har getirer» представлена в нотном примере 1.

 

Нотный пример 1

 

Несколько иная ситуация с кульминационной зоной обнаруживается в заключительных песнях, которые с самого начала исполняются в предельно высоком регистре. При таком раскладе, кульминацией считается последний раздел песни, исполняемый для контраста в нижнем регистре, образуя своеобразную низкую кульминацию (ашакы ширван), столь типичную для заключительных песен бахши.  

Часто функции кульминации берёт на себя раздел джукгулды – вокально-инструментальный раздел, в котором в качестве текста используются различного рода восклицания и отдельные слова, вокализируемые типичными для туркменских бахши горловыми приемами джук-джук и хумлемек. Припевы, построенные на словах, лишенных лексического значения, являются отличительной особенностью народных песен многих тюркоязычных культур.

В туркменском творчестве в данном разделе бахши, исполняя характерные приемы горловых украшений, демонстрирует уровень своего исполнительского мастерства. Мелодическая основа народных песен имеет склонность усложняться за счет вокализируемых распевов. В тех случаях, когда распев оказывается в конце музыкального мотива, структура стиха дополняется вставными слогами «эй», «хей», «ай», «ов». Пример традиционных горловых украшений джукгулды представлен в нотном примере 2.

 

Нотный пример 2

 

Таким образом, проделанный анализ демонстрирует разнообразие жанров и композиционных структур туркменских песен. Лежащая в основе музыкальных построений куплетная форма отличается многообразием используемых вариантов, раскрывающих все богатство народного наследия. Важную роль в песнях бахши играет кульминация, от расположения которой зависит тип песен: они могут быть начальными, серединными и заключительными. Подобная трехфазность композиционного развертывания музыкального материала была в свое время выявлена В. Успенским и В. Беляевым и получила подкрепление в исследованиях отечественных музыковедов. Благодаря искусству бахши, народная песня сохранила до сегодняшнего дня свои исполнительские традиции и звучит на туркменских праздниках и тоях во всем своём великолепии.

 

Список литературы

1.     Абубакирова, Н.Н. Обряды вызывания дождя. Игровые формы и мифологические корни // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб: РИИИ, 2004. С. 154-164.

2.     Гуллыев, Ш. Искусство туркменских бахши (Основы музыкально-поэтического строения). Ашхабад: Ылым, 1985. 260 с.

3.     Гуллыев, Ш. Туркменская музыка (Наследие). Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2003. 208 с.

4.     Джикиев, А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. Ашхабад: Туркменистан, 1991. 336 с.

5.     Короглы, Х. Туркменская литература. Москва: Высшая школа, 1972. 287 с.

6.     Успенский В., Беляев, В. Туркменская музыка. Том 1. Ашхабад: Туркменистан, 1979. 383 с.